Заказчик обратился к нам за обновлением сайта для службы доставки еды. Сеть Гриль № 1 работает в крупных городах Сибирского федерального округа. Наличие сайта дает возможность оформлять заказ в режиме онлайн, а также отслеживать его статус и участвовать в бонусной программе.
Увеличение конверсии;
Повышение уровня лояльности пользователей;
Снижение нагрузки на кассиров в ресторанах.
В новой версии требовалось улучшить UI/UX-дизайн, расширить уже существующий функционал, а также объединить в единую систему сайт, админ-панель, приложение и интегрировать их с iiko.
Бюджет проекта составил 4 млн рублей. Весь процесс занял около 4500 часов. 8 человек команды проекта создали 855 макетов и оформили 8139 коммитов.
Заказчик пришел в нашу студию с уже готовыми наработками. Для того, чтобы лучше погрузиться в проект, мы приняли решение провести предпроектную аналитику. Подробнее про этот этап мы уже рассказывали в наших статьях на VC.ru. В рамках разработки проекта Гриль № 1 мы выполнили следующие работы:
Видение проекта
Обсудили суть проекта, цели, задачи и описали в виде карты ума. Это помогло собрать воедино все требования к будущему сайту и подпроектам. Проанализировали действующий сайт, выявили проблемные места в интерфейсе и во взаимодействии функций между собой. На основе этого составили видение сайта и его структуру. В новой версии сайта посетителю будет проще сделать заказ и оформить доставку.
В формате google-таблиц подготовили анализ основных конкурентов заказчика. Необходимо было понять, с кем придется «соревноваться» на рынке доставки готовой еды. Особое внимание уделили следующим параметрам:
Внешний вид и концепция сервиса;
Система лояльности и акции;
Удобство использования. То есть сколько шагов необходимо для совершения заказа, насколько комфортно настраивать состав блюд и их количество. Также обратили внимание на наличие блока с сопутствующими товарами, которые можно добавить перед отправкой заявки;
Формы обратной связи у конкурентов: отзывы, комментарии к заказу;
Внешний вид карточек товара, их расположение и логика использования.
Подготовили анализ ЦА по методу персон. Продумали прототипы людей, которые могли бы пользоваться сайтом, чтобы предложить решение их проблем, продумать удобный и понятный интерфейс. Формат — карта ума.
«Я сам часто делаю заказы в Гриль 1, а потому могу посмотреть на него не только как аналитик, но и как клиент. Важно было проанализировать уже имеющиеся наработки, избавиться от ненужных элементов и добавить полезные. Главное, чтобы ничего на сайте не препятствовало в борьбе с голодом :)»
Вячеслав
Аналитик
Чтобы согласовать порядок этапов разработки, мы подготовили дорожную карту проекта. Этот этап аналитики позволил нам и заказчику понять примерные сроки запуска проекта, а также составить планы развития сервиса на первое время после релиза.
Роадмап необходим потому, что часто вместе с релизом определенного функционала необходимо планировать какие-то параллельные дополнительные действия: устранение багов, добавление новых фич. Также клиент увидел, сколько реально времени уйдет на разработку всего проекта.
Для обновления сайта нам необходимо было понять его структуру и взаимосвязи между страницами и экранами. На этом этапе мы разом решили две важные задачи:
Если на предыдущих этапах мы изучали сам сайт, то на аудите уделили особое внимание непосредственно дизайну проекта. Нужно было оценить фронт работ, оценить сделанный другой студией UI/UX.
Ребром стал вопрос о сохранении старых макетов дизайна. В случае, если бы их было невозможно «реанимировать» и использовать в новой версии сайта, нам пришлось бы отрисовывать все с нуля, что, конечно, занимает больше времени и, соответственно, стоит дороже.
Параллельно с этим мы провели ревью исходников верстки. Ситуация складывалась такая же, как и с изображениями. Необходимо было понять, можем ли мы применить старую верстку на новом сайте.
В процессе ревью выяснилось, что предыдущая верстка была разработана с помощью устаревших технологий. Использовать ее в новом проекте было плохим решением, так как это могло повлиять на скорость работы сайта и общий опыт пользователей при взаимодействии с сервисом.
Для обновленной верстки использовали React. Он соответствует всем современным требованиям, индексируется в поисковой выдаче, а также позволяет ускорить скорость разработки за счет наличия готовых модулей. Кроме того, React получает постоянную поддержку и обновления, что гарантирует актуальность кода в долгосрочной перспективе.
Помимо обновления дизайна и повышения лояльности клиентов, нужно было оптимизировать работу ресторанов и настроить интеграцию с системой iiko. Это решало проблемы с нагрузкой на операторов и кассиров. Система отказоустойчива и позволяет управлять ресторанами и всем, что с ними связано в системе единого окна.
Мы изучили iiko, ее требования, актуальную версию API и документацию. Это помогло нам подготовиться к работе с системой, а также оценить время и средства, необходимые для интеграции. Также мы смогли избежать большого количества проблем, с которыми обычно сталкиваются разработчики, не уделяющие этому этапу достаточно внимания.
Расписали клиент-серверную архитектуру проекта. Это позволило в виде схемы обозначить основные взаимосвязи внутри системы. Таким образом, при развитии проекта не возникнет путаницы при программировании отдельных элементов, а код будет оставаться структурированным. Это не позволит сайту со временем превратиться в массивный неподдерживаемый кусок кода. Описали все типы клиентов, которые будут взаимодействовать с основным бэкендом посредством API:
Мобильное приложение (iOS и Android);
Сайт;
Система управления (админка);
Приложение для курьеров;
iiko biz (инструментарий, позволяющий вести базу гостей и настраивать рассылки);
iiko front (автоматизация кассы);
Касса;
Киоски.
Эти работы помогли нашим разработчикам легко включиться в проект и не упустить ни одной детали.
Дизайн нового сайта создавался на основе материалов, предоставленных заказчиком. В основе лежат фирменные цвета Гриль 1, а также маскот компании — зеленый дракон. В процессе работы мы переделали некоторые элементы, а также отрисовали новые экраны, кнопки и проработали вид сайта в целом
Дизайнеры уделили большое внимание UI/UX, благодаря чему оформление лаконичным и интуитивно понятным для пользователя. Некоторые дополнительные опции вынесены во всплывающие окна. Так мы сильно сократили время выбора и настройки блюд.
Сами карточки стали более компактными и аккуратными. Для этого мы убрали с них лишние кнопки и выпадающие меню. Теперь они смотрятся гармонично не только на компьютерном мониторе, но и на экране смартфона.
В процессе работы использовали адаптивную вёрстку, которая меняет дизайн страницы в зависимости от платформы, размера и ориентации экрана, а также от поведения пользователя. Такой подход является удобным решением для любого устройства и позволяет не тратить время на отрисовку отдельных экранов под каждый девайс.
Реализовали удобный и понятный личный кабинет пользователя с возможностью выбора разного способа информирования о статусе заказа, несколькими адресами, избранным, историей заказа и бонусной системой.
Клиент имеет возможность:
Заказать еду из меню с доставкой, или оформить самовывоз;
Отслеживать статус заказа в личном кабинете пользователя;
Использовать бонусы программы лояльности;
Оставлять отзывы о заказах.
Специально для Гриль 1 мы разработали удобную админку с обширным функционалом. Через админ-панель можно настраивать отображение информации на всех страницах сайта, начиная от логотипа, заканчивая текстовым и графическим наполнением. Благодаря интеграции с системой iiko, администратор может настраивать:
Информацию о пользователях и группах;
Меню и ингридиенты;
Акции, купоны и промокоды;
SEO и рассылки;
Торговые точки и города.
Для оперативного обновления информации при изменении информации в базе данных iiko предусмотрели функцию синхронизации данных, которая автоматически обновляет номенклатуру сайта, информацию по зонам, точкам и акционным предложениям.
В рамках этой системы мы добавили возможность:
Включать и отключать уведомления о заказах и других событиях;
Настраивать группы пользователей для осуществления рассылок;
Управлять маркетинговыми материалами из админки;
Реализовывать рекламные кампании для отдельных групп пользователей.
Реализовали возможность отключения неработающей точки с помощью системы управления.
Отключенный ресторан не будет отображаться на сайте. Если заказ не смог поступить на торговую точку, пользователю будет отправлено СМС с информированием и рекомендацией обратиться в колл-центр. В сообщении также присутствует номер телефона, актуальный для города пользователя.
С помощью простого конструктора администратор может легко отредактировать то, как будет отображаться краткая информация о сайте в поисковой выдаче.
Позволяет в режиме админ-панели редактировать карточки товаров, настраивать удаляемые элементы. В системе управления предусмотрена возможность настраивать видимость блюд в меню отдельного ресторана или города, менять состав. Таким образом администратор может оперативно вносить изменения на сайте.
Также реализована функция поиска и отслеживания заказов. Карточка содержит в себе полную информацию:
О заказанных товарах;
Семантические данные (номер заказа, телефон, адрес, статус и т. д.);
Данные о примененных скидках и акциях;
О выгрузке заказа в систему. Для наглядности сделали флажок, ориентируясь на который можно понять, поступил заказ в iiko или нет.
Это поможет работникам сети оперативно реагировать на обращения клиентов, что повысит лояльность.
iiko (читается как «айко») — специализированная система планирования ресурсов предприятия, предназначенная для автоматизации учета в сфере общественного питания. В одном приложении собраны: касса, склад, персонал, мотивация, кухня, финансы, отчетность.
«Для настройки рабочей интеграции требуется потратить немало времени и сил, чтобы предусмотреть все сценарии, при которых она может работать некорректно»
Евгений
Project-менеджер
Для успешной интеграции с iiko нам было необходимо настроить:
Номенклатуру и модификаторы
Основная сложность работы с iiko — ее модификаторы. Если обязательные и необязательные модификаторы сайта не соотвуют таковым в iiko, при отправке заказа в систему возникнет ошибка.
Чтобы этого избежать, мы настроили статусы модификаторов на сайте таким образом, чтобы их применение не конфликтовало с системой iiko. Это помогло значительно снизить количество ошибок, возникающих при оформлении заказа
Отображение изображений в карточках товаров
iiko сама по себе не хранит изображения. Чтобы в карточке блюда появилось его фото, необходимо загрузить нужное изображение через админку сайта. Несмотря на то, что это обходной путь для оформления товара, хранение изображений в админке помогает быстро делать замены фотографий в случае их несоответствия без обращения к сторонней системе.
Поскольку в админке сайта хранится несколько карточек одного блюда (по количеству точек в городе), настраивать их отображение вручную было бы слишком сложно. Поэтому мы настроили возможность общего редактирования блюд. То есть изменения в одной карточке применяются сразу во всех ресторанах.
Также мы добавили настройку, которая позволяет выбирать одну или несколько точек для изменения. Это необходимо, если рецептура блюда меняется только в одном ресторане
В iiko нет метода, который автоматически возвращает список промокодов. Учитывая это, мы написали функцию, для импорта акционных купонов через excel-файл, который экспортируется из iiko biz.
При создании заказа на доставку необходимо указывать адрес на который нужно отвезти блюдо. Для этого был использован сервис Da Data.
Работает он следующим образом: Da Data передает название адреса вместе с id улицы. Мы используем этот id при формировании заказа в iiko. Таким образом система безошибочно определяет адрес доставки
Благодаря исключающим модификаторам реализовали удаление некоторых компонентов из блюда.
В карточке указываются ингредиенты, привязанные к модификаторам удаления. Например: бекон, сыр, тесто, грибы, томаты. На их названиях будет отображаться крестик. При нажатии ингредиент будет добавлен в «Убрать ингредиенты».
Разработали удобную фильтрацию по вкусовым предпочтениям. Выделили фильтры цветом с использованием трендовых и понятных эмодзи.
Оставили в карточках товара все самое необходимое и важное для пользователей:
Яркое фото;
Описание ингредиентов;
Стоимость и кнопка корзины.
По клику на товар открывается более подробная карточка с возможностью добавлять и убирать ингредиенты, изменять размер порции, смотреть калории и т. д.
Сделали анимированные страницы ошибок 404 и 500 страницы с приятными иллюстрациями.
«Результат получился достойный. Очень понравилось работать с вашей командой. Все процессы налажены, всегда есть обратная связь и возможность узнать, что происходит с проектом. Очень подробно рассказывали о каждом своем шаге, что не может не радовать, ведь нам было очень важно проконтролировать, насколько хорошо разработчик выполняет свою работу»
Михаил
Менеджер проекта заказчика