Pet-проекты: что это за питомцы? Зачем они нужны и как с их помощью прокачать дизайн-скиллы

Дизайн
7 ноября 2023

Когда работа над коммерцией борется с личными идеями и желанием творчества, дизайнеры «заводят» ИХ — pet-проекты. Они становятся не только отдушиной в работе, но и — неожиданно — помогают подняться в рейтингах и получить кучу наград. Делимся своим опытом и ошибками в работе над проектами и показываем получившееся красивое.

Привет, я Антон — креативный директор Pyrobyte. Сегодня расскажу о том, как:

  • Зажечь огонь в глазах дизайнеров;

  • Научить их правильно распоряжаться своим временем;

  • Сплотить команду, работая над некоммерческим проектом.

Антон слева. А справа — Илья, про проект которого, в том числе, пойдет речь

Что такое pet-проекты и зачем мы с ними связались

Когда-то мы были молодой студией и мало чем могли похвастаться в портфолио. Хотелось наград, клиентов, признания. У дизайнеров на тот момент были свободные ресурсы, а у меня — огромное желание заявить о Пиробайте.

Но желание славы не было самоцелью. На тот момент в дизайн-отделе студии было 3 джуна. Ребятам критически не хватало организационных навыков. Они мало общались друг с другом, не обменивались идеями и опытом, не всегда могли правильно оценить время на задачу.

Тогда я решил вовлечь ребят в pet-проекты. Так называются личные работы специалистов, которые нужны для развития новых или прокачки уже имеющихся навыков. Их выполняют в свободное от коммерческих задач время.

С английского pet —«домашний питомец»=^"^=

Что дают pet-проекты сотрудникам:

  • Новый красивый кейс в портфолио;

  • Реализацию творческих хотелок;

  • Подтверждение экспертизы в своем направлении;

  • Эндорфины и серотонины, ведь дизайнер делает то, что он хочет, и от чего получает удовольствие :)

  • Перспективу: pet-проект со временем может развиться в стартап;

  • Потенциальных клиентов, захотевших перевести проект в реальный продукт.

А еще у дизайнеров появляется практически полная свобода от правок и действий менеджера и клиента. Ну кто от такого откажется? :)

Petомцы наших дизайнеров: от сложных анимаций до дополненной реальности

Подход к pet-проектам был не менее серьезным, чем к коммерческим. Дизайнерам предстояло выполнить весь объем работ, чтобы получился по-настоящему интересный и качественный сайт:

  • Выбрать тему для сайта или приложения;

  • Провести конкурентный анализ;

  • Сделать прототип;

  • Отрисовать концепцию;

  • Оформить проект в кейс и собрать его презентацию.

Главных условия было только 2: делать то, что интересно, и соблюдать сроки.

Такой подход должен был подтолкнуть ребят к командной работе, развить в них ответственность и самостоятельность. Им не запрещалось советоваться друг с другом и обращаться за помощью к коллегам по студии: аналитикам, тестировщикам, менеджерам, разработчикам и копирайтерам.

Идею анонсировал ребятам в феврале

Проект Ильи: биография повелителей молний

Илье была интересна жизнь Николы Тесла, его биография и научные работы.

Быстро придумать концепт оказалось сложно. Он перепробовал несколько черновиков в разной стилистике: от насыщенного деталями до минимализма и модерна.

Часть истории сопровождают нарисованные от руки рисунки, стилизованные под детские. Их Илья создавал сам.

Темные тона и объемные блоки стали соседями тонким шрифтам и воздушным иллюстрациям.

Выбранный стиль эффектно выглядит и в мобильной адаптации биографии

В итоге, с 4 раза, получилось подобрать подходящее оформление — эксцентричное, наполненное неожиданными решениями и анимированными объектам. Получился информативный и красивый сайт-рассказ.

Идея Димы: AR-путеводитель по столице мира

Дима остановился на идее путеводителя по Барнаулу с дополненной реальностью.

В его концепте можно увидеть достопримечательности в разные эпохи и виртуально восстановить уже разрушенные культурные объекты

«Пользу от консультации с разработчиками сложно переоценить. Я хотел, чтобы при наведении камеры смартфона на объект отображалась 3D-модель. Но мне задали резонный вопрос: „Кто будет добавлять модели на другие здания при масштабировании приложения?“. Это действительно непросто. И я вносил соответствующие корректировки в структуру приложения»

Дмитрий

Дизайнер

Остановились на фотографиях и геотегах. При наведении камеры на здание, появляются точки, по которым мы можем увидеть исторические фотографии и интересные факты о сооружении

Для каждого города будут предзагружены уникальные туры. Добавлять контент в приложение может как любитель, так и профессионал. Делается это на сайте в 3 шага.

Пользователю нужно добавить всю необходимую информацию о маршруте, затем ее протестировать и опубликовать.

По задумке, пользователи могут копить баллы. Их можно потратить на походы в учреждения культуры города.

Работа Артема: приложение для поиска и трудоустройства нянь

Артем пришел к идеи мобильного приложения, которое позволяет родителям найти няню, а няне — найти работу. На этом и остановился — задумка была отличная.

Главным персонажем, поселившимся в нашем приложении, стала милая и дружелюбная кенгуру с маленьким кенгуренком. Какое животное настолько хорошо ассоциируется у многих с заботой о детях, теплой и уютом, которые дарят как родители, так и няни, осознанно выбравшие эту профессию?

Отталкиваясь от изображения главного персонажа, дизайн приложения выполнили в ярких и сочных цветах. И добавили эмоций кенгуру в разных пользовательских ситуациях: например, персонаж грустил, когда возникала ошибка.

С помощью приложения родители смогут подробно прописать задачи, нюансы воспитания детей и выбрать няню, которая подходит им лучше всего.

Няням будет удобно откликаться на заказы и отслеживать их, фиксировать выполненное, легко обновлять личные данные, оставлять отзывы и получать рекомендации.

«Я хотел прокачать навыки в UX-дизайне, а потому решился на разработку сложного проекта. Выбор пал на сферу нянь, потому что процесс их поиска проблематичен, а популярные сервисы не предоставляют той информации, которая бы вселила в родителя уверенность в специалисте»

Артем

Дизайнер

Почему иссякал запал и как мы чуть не забросили проекты

Когда я анонсировал идею в чатике, ребята загорелись. Но запал у них быстро угас.

Приходилось подпинывать — где-то кнутом, где-то пряником.

Уже в процессе мы поняли, почему так получилось. Во-первых, я дал слишком большой временной ресурс, и ребята с удовольствием его растягивали. Полгода на реализацию, как тут не растянуть!

Вывод: время на пет-проекты нужно фиксировать конкретнее и не давать такой большой срок. Иначе все, что можно сдать в последний момент, будет сдано именно в последний момент :)

Во-вторых, дизайнеры не понимали, зачем это нужно. Понятно было, что за свои проекты можно получить какой-то бонус. Это не коммерческая работа, которая не всегда подходит для подачи на конкурс. А вот pet — другое дело. Но в чем ценность конкурсов, тоже было понятно не сразу. К этому вернемся чуть позже.

В третьих, на проекты выделялось не много рабочего времени — 100-150 часов на полгода, это 15 свободных дней. Кажется, что 4-8 часов в неделю достаточно, но кому-то не хватило и их. Только погрузился в идею, а уже пришло время пилить коммерческий проект.

«Концепт приходилось придумывать, например, по пути домой. Дома тоже не всегда получалось работать. Из-за этого и срывались дедлайны»

Дмитрий

Дизайнер

В итоге в срок, отведенный на pet-проекты, мы не уложились. Кто-то забил, кто-то не успел, кто-то ушел в отпуск. Но в итоге все-таки добили то, что начали.

Как не пройти по нашим стопам и обойтись без срывов сроков?

1. Сразу четко определиться со временем. Проект есть проект, у него должны быть конкретные понятные сроки.

2. Не стоит заниматься pet-проектами, если в это время аврал с коммерческими задачами. Если он не очень сложный, но требует сосредоточенности, лучше не разрывать процесс и найти для него цельное время.

3. Если не получается развести подготовку проекта с рабочими задачами — зафиксируйте идею, декомпозируйте процесс ее воплощения и установите сроки уже к каждому из этапов. Так можно будет вдумчиво работать на pet-проектом, при этом не вырываясь из работы и не переживать, что у вас что-то горит.

4. Риск, что идея не выстрелит, есть всегда. Чтобы развеять сомнения, уделите особое внимание аналитике: изучите рынок, проверьте гипотезы и предположения на коллегах. Можно собрать небольшую фокус-группу или пообщаться с экспертами сферы, для которой вы хотите подготовить проект.

5. Если пет-проект имеет потенциал стартапа — назначайте менеджера и сразу выстраивайте процесс работы по коммерческому типу. Так будет проще сразу проработать детали и сделать проект максимально качественно, чтобы далее представлять его на хакатонах или заказчикам как пример реализованной идеи.

Когда доработали все моменты и работы были готовы, из презентации pet-проектов устроили в компании настоящий конкурс и корпоративную тусовку.

Илья, Дима и Артем представили работы нашим коллегам на большом экране. А жюри-коллеги выбрали лучший проект — путеводитель по Барнаулу с дополненной реальностью, который сделал Дима.

При этом ни один из дизайнеров не остался без награды: ребята забрали заслуженные Xbox Series S, наушники и колонку.

А вся команда — поддержала дизайнеров и отлично провела вечер вместе

Вторая жизнь домашних проектов: едем с НяняГуру на хакатон

С форматом хакатона — творческой мастерской для разработчиков — знакомы многие. Проходит он, в том числе, и в нашем городе.

На хакатонах можно:

  • Реализовать клевую идею, на которую не было то сил, то времени;

  • Познакомиться с самыми яркими представителями ИТ-сообщества (в частности барнаульского);

  • Найти потенциальных партнеров по работе;

  • Получить море фана и просто отдохнуть.

Когда мы увидели анонс Hackathon Barnaul на 100 участников и 10 номинаций решили поучаствовать, потому что на заре своего пути вписывались в любой движ. Собрали все, что у нас было по «НяняГуру» — проекту Артема — отобрали 9 самых активных ребят и помчали в парк-отель «Чайка».

Почти не спали, но было круто! Мы работали командой, поддерживали друг друга и под конец были выжаты как лимоны.

Hackathon Barnaul Squad

А это уже Pyrobyte Hackathon Barnaul Team :)

За 48 часов непрерывной работы разработали MVP «НяниГуру» — минимально жизнеспособный продукт. Но ничего не заняли ¯\_( ° ʖ °)_/¯

О том, что целью организаторов было поддержать студентов-новичков, мы догадались только потом. Но взяли для себя огромный плюс от участия.

Проект Артема получил хороший толчок — у «НяниГуру» появился кликабельный прототип, видеопрезентация и лендинг.

Мы не только прокачали команду, но и получили практически готовый продукт, который уже можно протестировать.

Третье дыхание: награды, поездки, эмоции

Мы с ребятами решили и дальше продвигать их проекты: подались на диджитал-конкурсы.

Так как мы делали это первый раз, времени на оформление pet-проектов потратили прилично — около 2-х недель. Нужно было подготовить подробный фото- и видео контент, сделать анимации, подготовить тексты. Здесь уже в срок уложились и ждали результаты :)

В начале мая пришло письмо с намеком, что неплохо бы нам лично поприсутствовать на церемонии. Мы воодушевились, купили билеты, нашли отели. Да, именно отели, потому что планировали посетить 2 мероприятия в разных частях Москвы.

Ставка зашла на WDA

Торжественная церемония вручения наград у Workspace Digital Awards проходила 24 мая. Максимально душевное и камерное мероприятие в красивом месте. Там мы урвали целых 2 награды за свои pet-проекты и еще несколько за коммерческие.

Новостями сразу же делились с коллегами в чатике в Skype.

Понадобилось несколько брендированных шопперов, чтобы унести все это добро. Одна из наград — цельнофрезерованный алюминиевый слиток, весил он, мягко говоря, прилично.

4-х килограммовый кусок добра!

«Золотой сайт»: знаменитости и обмен опытом

Будни выдались насыщенными. Следующим утром мы уже получали награды в пансионате «Лесные дали».

Забрали 2 золота в номинациях «Лучший персональный сайт» и «Лучший одностраничный сайт/лэндинг».

Без красивых пиджаков, но красавцы

Кстати, о знаменитостях в пиджаках — познакомились с Евгением Кузьминым из Uprock. Привет, Женя!

Потом мы послушали несколько полезных лекций, а в одном мероприятии даже спонтанно поучаствовали. Это был разбор работ Dprofile, где Илья презентовал свой кейс о Николе Тесле.

«Участники записывались на мероприятие заранее. Я же, узнав, что через час начнется показ работ, решил ворваться и в последний момент рассказать про Теслу. Необычный и крутой опыт, когда нужно быстро подготовить речь, план выступления и сделать все без волнения»

Илья

Дизайнер

Плюс к морали и опыт аналитики: что мы вынесли из нашего опыта

Сказать, что мы выросли за это время — не сказать ничего. Ребят воодушевили свои же победы, и теперь они делают проекты со пониманием того, что могут претендовать на награды. Из джунов дизайнеры плавно переросли в мидлов :)

Пет-проекты — отличная зона роста. Неважно, начинающий вы или практикующий дизайнер, молодая вы студия или известная, начинайте их делать прямо сейчас. Потом скажете себе спасибо :)

«За время работы над проектом я прокачал компетенции в UX. Понял, насколько важно изучать конкурентов, стал глубже погружаться в анализ»

Артем

Дизайнер

«Я сопровождал свое детище от начала до конца — был и аналитиком, и разработчиком. Исследовал область, изучал конкурентов, сам составлял структуру. Пробовал разные программы для создания AR, собирал APK, чтобы понять логику и посмотреть, как оно работает вживую. На дизайне тоже открыл для себя кучу нового — попробовал себя и в брендинге, и в анимации»

Дмитрий

Дизайнер

«Сильно прокачал hard и soft skills, плюс получил за него награды (и плюсик к морали). И в целом вся эта история помогла сплотить отдел дизайна. Мы отсматривали проекты друг друга, давали комментарии и не стеснялись высказывать замечания»

Илья

Дизайнер

Отдельный уголок под награды за pet-проекты в нашем офисе.

«Pet-проекты делаются не только тогда, когда свободны ресурсы. Чаще всего —когда надо освоить новую технологию и набить первые шишки. Так мы вкатились на рынок с очень актуальным на период пандемии мобильным приложением Let’s Chill, с него мы и начали отсчет пет-проектов. Сейчас распространяем этот опыт. Так наши заказчики получают матерых продуктовых волков :)»

Александр

CEO Pyrobyte

Какие уроки вынесли для себя и что можем посоветовать тем, кто решит сделать pet-проект

  • Главное — идея. Чем сильней вы ей горите, тем интереснее, ярче и полезнее получится продукт. Нет смысла тратить время на то, что вы не очень хотели бы воплощать (для этого иногда есть коммерческие задачи :)

  • Перед началом работы протестируйте гипотезы и проведите мини-исследование рынка. Здесь все средства будут хороши — от самостоятельного изучения до помощи коллег, как, например, помогали нам разработчики.

Так вы не только сами полностью изучите вопрос, но и чуть лучше поймете работу товарищей. А это — важно для качественной и структурной командной работы.

  • Сроки, сроки, сроки. Решите, как будет удобнее работать: в четко определенное время/ период, или не торопиться и выделять разное время на разные этапы.

Да, pet-проекты не так завязаны на сроках, как коммерческие. Но дисциплина и системность, даже в творчестве — всегда залог успеха.

  • Если вам показалось, что идея не выстрелила — несите готовую работу к экспертам, на хакатоны и т.д. Знатоки объективно оценят плюсы и минусы, подскажут перспективы, по которым далее можно улучшить работу.

  • Сначала мы даже не думали, что за пeт-проекты можно собрать награды. Воспринимали их больше как внутренний челлендж. Но позже ворвались в конкурсы и не пожалели об этом.

Оформляйте красивые кейсы, делитесь опытом и презентуйте проекты на профильных площадках. Как показал наш опыт, так можно собрать несколько наград, пообщаться с коллегами вне своих студий и в принципе заявить о себе :)

Кроме того, ваш проект может приглянуться потенциальному заказчику. Человек увидит, что вы работаете в подобной сфере и экспертны в конкретном формате, и уверенно сможет к вам обратиться.